Виктор Дворовенко - публикации

Урегулирование споров интеллектуальной собственности

Права интеллектуальной собственности – это законные права, которые обеспечивают авторам защиту оригинальных произведений, изобретений или внешнего вида продуктов, научных разработок и т. д. Правовые аспекты, связанные с интеллектуальной собственностью, в настоящее время полностью регулирует Четвертая часть ГК России от 1 января 2008 года.
Российские законы, защищающие интеллектуальную собственность, в основных своих положениях соответствуют подписанным Россией международным договорам:
  • Бернской конвенции от 9.09.1886;
  • договорам ВОИС от 20.12.1996;
  • договору от 19.06.1970, регулирующему патентную кооперацию.
В РФ данная правовая сфера контролируется Роспатентом, который осуществляет регистрацию объектов интеллектуальной собственности, контроль за их использованием и правовую защиту возникающих при этом государственных интересов. Однако Роспатент не защищает интеллектуальную собственность – с требованием ее защиты необходимо обращаться в суд.
Существует четыре типа прав интеллектуальной собственности:
  • патенты;
  • товарные знаки;
  • авторские права;
  • коммерческая тайна.
Защита различных типов прав имеет свои особенности.

Патенты

Патент используется для предотвращения создания, продажи или использования изобретения другой стороной без разрешения. Владелец имеет полное право коммерциализировать свой патент, включая покупку и продажу патента или предоставление лицензии на изобретение любой третьей стороне на согласованных условиях. Именно при использовании интеллектуальной собственности третьей стороной возникает наибольшее число конфликтов.
Характерный, хоть и не получивший широкой огласки пример – дело, связанное с патентом РФ № 2396360 на особый вид проволоки из феррониобия. Истец указывал на производство патентованного продукта третьей стороной в объемах, превышающих допустимые при безвозмездном использовании патента по условиям соглашения. Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку истцом не была организована сложная и дорогостоящая экспертиза, способная подтвердить, что именно его изобретение используется ответчиком.

Товарные знаки

Товарный знак – это отличительный знак, который позволяет потребителям легко идентифицировать конкретные товары или услуги, предоставляемые компанией. В качестве примеров можно привести золотую дугу McDonald’s, логотип Facebook и т. д. Товарный знак может иметь форму текста, фразы, символа, звука или цветовой схемы. В отличие от патентов, товарный знак способен защищать набор или класс продуктов или услуг, а не только один продукт или процесс.
Можно ли избежать ответственности при использовании общеупотребительного слова, включенного в чей-либо товарный знак? Для предотвращения таких абсурдных ситуаций существует понятие «различительная способность». Именно из-за отсутствия таковой тремя судебными инстанциями было отклонено требование о регистрации товарного знака «Газета.ру».

Авторские права

Авторское право не защищает идеи. Оно охватывает только «осязаемые» формы творений и оригинальных работ – например, песни, архитектурные чертежи или даже программные коды. Владелец авторских прав имеет исключительное право продавать, публиковать и / или воспроизводить любые литературные, музыкальные, драматические, художественные или архитектурные произведения, созданные им самим.
В случае смерти автора полноправным собственником интеллектуального продукта становится его правопреемник. На этом основании издательство «Терра» подало иск на издательство «Астрель» за публикацию книг давно умершего фантаста А. Беляева.

Коммерческая тайна

Предметами коммерческой тайны являются патентованные системы, формулы, стратегии или другая информация, которая является конфиденциальной и не предназначена для несанкционированного коммерческого использования третьими лицами. Это критически важная форма защиты, которая может помочь предприятиям получить конкурентное преимущество. Охрана коммерческой тайны тесно связана с законодательством, регулирующим защиту информации.
Уникальность ADVEGO - 100%